вторник, 18 февраля 2014 г.

Прыжок с именем прилагательным


Учебные и внеурочные занятия, мастер-классы прошли в гимназии № 15 «Содружество». Педагоги продемонстрировали различные функции интерактивной доски, показали, как можно использовать микроскоп на уроке технологии, рассказали о пользе школьного сайта и блогов.
Уроки и внеклассные занятия проходили 13 февраля в рамках семинара-практикума на тему «Информационно-образовательная среда гимназии как требование реализации ФГОС». 

Фрагмент занятия по технологии в 3 «В» провела Галина Васильевна Лопатина. В начале урока педагог спросила у учеников, с каким настроением они пришли в школу и чего ждут от занятия. Групповая работа над кроссвордом началась с повторения ее правил: ребята говорили о том, что необходимо уважать друг друга, выражать свою точку зрения и выслушивать мнение товарища по команде, не перебивать одноклассника и т.д. Затем, стараясь соблюдать эти правила, третьеклассники разгадывали кроссворд по пройденному материалу: отвечали на вопросы в своих ноутбуках, а правильные ответы демонстрировались на интерактивной доске. 
«У разных тканей разное переплетение. А микроскоп поможет нам в них разобраться, – объясняет учитель. – Теперь поставьте цель урока». Ребята быстренько формулируют: «Изучить виды переплетения тканей». Открыли программу NetOp School, подключили микроскопы к ноутбукам, а затем брали по очереди образцы разных тканей и изучали переплетения. 
Следующим заданием для групповой работы было с помощью цветных лент на ткацком мини-станке, изготовленном родителями, выполнить поперечные переплетения. Работа в группах, надо отметить, получалась у ребят довольно неплохо: двое держали ленту, один переплетал, а четвертый страховал... Работали дети слаженно – споров и недовольств практически не возникало. 
Перед уроком русского языка Татьяна Игоревна Ярцева с сожалением призналась своему 4 «В» и коллегам: из-за болезни голос у нее совсем пропал. Однако это не помешало педагогу провести мастер-класс: на помощь ей как раз пришла техника. Задания на изменения имен прилагательных по падежам школьники выполняли самостоятельно, каждый на своем ноутбуке, затем кто-то выходил к интерактивной доске и с помощью документ-камеры демонстрировал свои результаты одноклассникам. 
Запомнилась гостям и необычная физминутка. Совмещали приятное с полезным: ребята прослушивали аудиозапись, на которой звучали словосочетания с именами прилагательными. Если имя прилагательное стояло в единственном числе, нужно было сделать наклон вперед, если во множественном – прыгнуть. 
Актуальной проблеме безопасности детей в Интернете было посвящено внеурочное занятие Марины Александровны Боровинской. Ее третьеклассники тоже работали в группах. Каждой команде был дан текст, рассказывающий о том или ином проявлении зависимости ребенка от компьютера и Интернета. Необходимо было обсудить текст в группах, а результаты обсуждения представить всему классу. Вот пример такого текста: «Паша играет в одну из сетевых игр в социальной сети «ВКонтакте». Когда он только начинал игру, все было очень просто и интересно. Однако со временем Паша понял, что если он хочет и дальше оставаться в игре, он должен привлекать в нее как можно больше своих друзей, так как от этого напрямую зависит его успех. Поначалу ему удалось уговорить несколько близких друзей присоединиться к игре. Это дало положительный эффект, но ненадолго. Тогда Паша стал высылать приглашения присоединиться к игре всем своим друзьям подряд. Некоторые приняли предложение, некоторые отказались. Паше этого показалось мало, он стал высылать приглашения снова и снова, пока его не начали удалять из списка друзей. Тогда Паша стал искать новых друзей из числа таких же игроков, как он сам. В результате его друзьями стали совершенно незнакомые люди, а многие из его настоящих товарищей перестали общаться с ним в реальной жизни». 
– Как бы вы поступили на месте Паши? – спрашивает Марина Александровна.
– Я бы перестал рассылать приглашения, чтобы не терять своих друзей, ведь вся жизнь проходит мимо, – с честным видом отвечает один мальчик.
– А что бы вы сделали на месте Пашиных друзей? 
– Я бы посоветовал меньше играть в компьютер и больше заниматься спортом! 
В перерыве между выступлениями групп педагог показала ученикам фрагмент из передачи телеканала НТВ. Предупредила сразу, что видео является очень жестким и тяжелым: «Я рискну вам его показать, потому что это происходит с вашими ровесниками. Вы увидите, как ребенок может потерять человеческое лицо, когда его родители запрещают играть в компьютерные игры». На видеозаписи показано, как мама сказала своему сыну лет 10-12 выключить компьютер, на что мальчик отреагировал неадекватно, начал обзывать ее, кричать. Детей, по их словам, привело в ужас то, что у мальчика в таком возрасте уже появилась сильная зависимость. Но больше всего их поразило и возмутило отношение героя передачи к своей матери: «Мама подарила ему жизнь, а он так с ней поступает», «Начал грубить маме, а ведь мама – это самый близкий человек», «Страшно, когда он на маму, на родимого человека, которая ему жизнь подарила, начал кричать». Предлагали мальчику обратиться к врачу, психиатру, срочно лечиться. 
Напугало ли это ребят, впечатлило ли, всегда ли они вежливо отвечают родителям на предложение выключить компьютер – на этом учитель останавливаться не стала. Зато попросила ребят сформулировать правила, помогающие не попасть в ситуации, которые разбирали на уроке. Вот что предложили ученики: «ограничивать время игры за компьютером», «обратиться за помощью к родителям», «не общаться с чужими людьми», «больше играть в полезные игры», «выбросить компьютер». Однако неизвестно, действительно ли все осознали эти советы, или всего лишь перечисляли услышанные от педагогов фразы. 
Специалисты считают, что для возраста младших школьников характерно такое явление, как нравственный ригоризм: «Требования к другим категоричны, малейшее их невыполнение должно, считает маленький школьник, обязательно повлечь за собой строгое наказание. Сам ребенок также стремится вести себя «как надо», ревностно выполняет некоторые (по большей части – легкие) правила. В то же время его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами…» (A.M. Прихожан, «О нравственном развитии»).
С учителем информатики Маргаритой Алексеевной Кокориной ученики начальных классов занимались робототехникой с использованием набора Lego Mindstorms. «Мы начали работать с роботами, когда к нам в школу завезли конструктор Lego, – поясняет коллегам перед уроком Маргарита Алексеевна. – Сначала учащиеся познакомились с основными деталями конструктора, затем создавали простые модели, которые программировались непосредственно с помощью блога NXT. Потом перешли к созданию моделей, которые программируются более сложно – с помощью компьютера в специализированной программе». На прошлом занятии ребята уже начали программировать, однако тогда их робот двигался лишь прямолинейно. Как решить эту проблему? Мальчики предложили поработать с поворотами. Программировали свои чудо-машины в парах, помогали и подсказывали друг другу.
В завершение семинара руководитель кафедры начальных классов Марина Юрьевна Михайловская рассказала, для чего можно использовать сайты и блоги школы, чем они помогают родителям, ученикам и самим учителям, какую информацию там можно размещать. Людмила Геннадьевна Следнева показала возможности программы SMART Notebook, ее функции, виды заданий, которые можно предложить своим ученикам с ее использованием. 
Напомним, что мастер-классы проходят для педагогов образовательных учреждений – участников проекта «Моя школа – весь мир» по направлению «Создание условий для реализации ФГОС НОО». 
Алена Юдина, отдел информации ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий